Континенты
Список стран мира
Новости со всех стран
Безвизовые страны для туристов
Достопримечательности стран
Для выезжающих за границу
Правила для путешественников
Информация и советы туристам
Эмиграция / Иммиграция
Отели и курорты мира
Деньги всех стран
Чудеса стран мира
О Проекте «Все страны мира»

Зимний дворец


Зимний дворец


Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга является Зимний дворец. Большой размер и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести Зимний дворец к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображает он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминает о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России… Зимний дворец для нас является представителем всего отечественного, русского, нашего», — так писал о Зимнем дворце В.А Жуковский. смотреть исторические фильмы без регистрации и совершено бесплатно.

Зимний дворец


История:
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческа) Растрелли (1700-1771)- крупнейший представитель русского барокко. По происхождению итальянец. В 1716 году приехал с отцом в Петербург. Учился за границей. В 1730-1760 годах он был назначен придворным архитектором. К его детищам относят собор Смольного монастыря, Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец), Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгонова, дворец Воронцова и, конечно, Зимний дворец.

Зимний дворец


Зимний дворец строился сразу с целью, что это будет главная резиденция царей. Дворец возводился «для единой славы всероссийской», подчеркивал Растрелли. Пока возводился дворец, царский двор располагался во временном деревянном дворце, построенном Растрелли в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. В 1754 году был утвержден проект дворца. Его строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III. Осенью 1763 года Екатерина II возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.
Зимний дворец


Сначала Зимний дворец был построен как небольшой двухэтажный дом, крытый черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом. Но в дальнейшем был достроен еще один этаж.
Зимний дворец


Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4 тысяч человек трудилось на этой строительной площадке. Здесь были собраны лучшие мастера со всей страны.

Завершилось строительство в 1762 году, но в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Отделка интерьеров была поручена лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Валлен-Деламоту и А. Ринальди.

В 1780-1790-х годах работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. Вообще, дворец невероятное число раз переделывался и перестраивался. Каждый новый архитектор старался привнести что-то свое, порой разрушая уже построенное.
Зимний дворец

По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца.

Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на втором этаже и были построены в стиле русского барокко — огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор «рококо». На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Много раз дворец разрушался. Например, сильный пожар 17-19 декабря 1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А.П.Брюллов. Согласно приказу Николая I дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.

В конце XIX — начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и добавлялось новыми элементами. Таковы, в частности, являются интерьеры покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В.А. Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Среди обновленных интерьеров наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф. Крюгера.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. С вступлением на престол Николая II в 1894 году императорская фамилия вновь вернулась во дворец.

Зимний дворец


Самые существенные изменения в истории Зимнего дворца произошли в 1917 году, вместе с приходом большевиков к власти. Очень много ценностей было расхищено и повреждено матросами и рабочими, пока дворец находился под их контролем. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости, были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней Советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло здания под охрану. Вскоре ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в Кремле и в здании Исторического музея.

В 1918 году часть помещений Зимнего дворца было отдано под музей Революции, что повлекло за собой переустройство их интерьеров. Полной ликвидации подверглась Романовская галерея, в которой находились портреты государей и членов дома Романовых. Многие покои дворца заняли приемный пункт для военнопленных, детская колония, штаб по устройству массовых торжеств и т. д. Гербовый зал использовали для театральных представлений, Николаевский зал переоборудовали в кинематограф. Кроме того, в залах дворца неоднократно проводились съезды и конференции различных общественных организаций.

Когда в конце 1920 года эрмитажные и дворцовые коллекции возвратились из Москвы в Петроград, для многих из них просто не нашлось места. В итоге сотни произведений живописи и скульптуры пошли на украшение особняков и квартир партийных, советских и военных руководителей, домов отдыха чиновников и членов их семей. С 1922 года помещения Зимнего дворца начали постепенно передаваться Эрмитажу.

Зимний дворец серьезно пострадал в годы войны. Снарядами и бомбами были повреждены Малый тронный или Петровский зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесен ущерб Иорданской лестнице. Реставрационные работы потребовали огромных усилий, растянулись на много лет.

Особенности строения:
Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора — колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично — во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной — изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.

Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего — это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.

Место расположения:
Три центральные площади Санкт-Петербурга — Дворцовая, площадь Декабристов и Исаакиевская площадь образуют единый пространственный элемент на берегу Невы. Именно на этих площадях расположены главные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий.

Официальный адрес Зимнего дворца — Дворцовая набережная, дом 36.

Сегодня трудно отделить Зимний дворец от Эрмитажа. Здесь теперь размещаются ценные выставки и экспозиции, да и сам дворец уже давно воспринимается, как историческая ценность. Его история представляет собой непосредственное продолжение истории России, Петербурга и императорской династии.

Можно сказать, что зимний дворец известен во всём мире, его знают также как французский Лувр и как английский Тауэр. Санкт-Петербург является одним из самых интересных городов в России, и он очень привлекателен для туристов. И почти все экскурсионные группы посещают Эрмитаж, где они и узнают историю Зимнего дворца.

Зимний дворец


Смотрите также:

НАС ПОСЕТИЛИ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СТРАН:
Посетители нашего сайта это весь мир, те, кто читает по русски и любит путешествия. На схеме в реальном времени можно увидеть откуда приходят наши читатели.