Континенты
Список стран мира
Новости со всех стран
Безвизовые страны для туристов
Достопримечательности стран
Для выезжающих за границу
Правила для путешественников
Информация и советы туристам
Эмиграция / Иммиграция
Отели и курорты мира
Деньги всех стран
Чудеса стран мира
О Проекте «Все страны мира»

Храм Тодайдзи и Зал Великого Будды


Храм Тодайдзи и Зал Великого Будды


Дайбуцудэн, или Зал Великого Будды, в монастыре Тодайдзи, — это самое большое деревянное здание в мире, хотя сегодня оно составляет всего лишь две трети от своей первоначальной величины. Множество раз оно горело, и столько же его восстанавливали.

Великий Будда, сидящий в центре священного зала, входит в число самых знаменитых достопримечательностей Японии, к тому же это самая большая фигура Будды во всей стране.

История:
ТОДАЙДЗИ — «Великий Восточный храм». Возводился он с 710-го по 784 год по указу императора Сёму. «Великий Восточный храм» замышлялся как главный культовый центр буддизма, который должен был защитить императорский двор в эпоху смут и политических неурядиц, обеспечить мир и спокойствие в государстве.

Строительство храма началось не с возведения стен, а, как ни странно, с сооружения грандиозной статуи Будды Вайрочана (японский Будда «Великое Солнце»).

Проект статуи был составлен группой мастеров под руководством Кунинакано Кимимаро, выходца из семьи корейцев. Сначала отлили уменьшенную модель, послужившую прототипом статуи. Затем из бревен соорудили ее остов. Эту конструкцию обмазали глиной, смешанной с песком. Изготовление формы заняло целый год. Но главные трудности ждали ваятелей впереди. Восемь раз строители принимались за литье, терпя неудачу за неудачей. Работа шла почти непрерывно — днем и ночью в течение двух лет. Из разных мест везли медь, олово, ртуть. Развернувшиеся по всей стране поиски золота, необходимого для того, чтобы покрыть им статую после отливки, увенчались успехом: драгоценный металл нашли на далеком севере в провинции Муцу.

Храм Тодайдзи и Зал Великого Будды


И вот громадная статуя, наконец, была отлита. Нетрудно вообразить, какое потрясающее впечатление произвел на японцев того времени вознесшийся на более чем 16-метровую высоту гигант.

По завершении отливки статуи началось строительство Дайбуцудэн — Зала Большого Будды, которое столкнулось со своими сложностями. Лес для Зала Большого Будды рубили в горах к северу от Нара. Связанные в плоты бревна сплавляли по рекам, на которых было немало перекатов. Плоты часто застревали на них. Был найден хитроумный выход из создавшегося положения: сооружали плотину, ожидая, пока вода поднимется до уровня, при котором станет возможна переправа, и тогда пускали плоты. То же самое повторяли затем на новом участке. И так много раз, производя это своеобразное шлюзование. Немало рабочих при этом погибло, некоторые стали калеками.

Храм Тодайдзи и Зал Великого Будды


9 апреля 752 года при большом стечении народа, в присутствии императорской четы состоялась церемония освящения Большого Будды. Такие мероприятия называются «службой по случаю открытия глаз», поскольку в ходе церемонии рисуют глаза статуе. Эту миссию в Тодайдзи взял на себя монах Барамон (Бодайсенна), приглашенный специально из далекой Индии, возможно, первый индус, побывавший на японской земле. Свыше 10 000 монахов из всех храмов Хэйдзё считали сутры, исполнялись придворные танцы бугаку, звучала придворная музыка.

Однако судьба Большого Будды сложилась непросто. Немало неприятностей претерпел он от неуправляемой стихии, а еще больше — от самих людей.

Беды его начались в 855 году, когда во время землетрясения у статуи отвалилась голова. Было еще несколько подобного рода случаев. Но самое страшное ожидало Большого Будду в конце XII в., когда Тодайдзи сгорел дотла. В пламени погибли свыше 1700 человек, пытавшихся найти убежище на втором ярусе Дайбуцудэн. Сотни людей погибли в других храмах, ставших добычей огня.

Тысячи людей были готовы к тому, чтобы внести свою лепту в восстановление храма. Нужен был лишь энтузиаст, который взял бы на себя обязанности по сбору средств и организации восстановительных работ. Такой человек нашелся. Им был Тёгэн, настоятель храма Дайгодзи, расположенного в окрестностях Хэйан — тогдашней столицы государства.

Когда Тёгэн приступил к сбору средств на восстановление Тодайдзи, ему уже перевалило за 60 лет — по тем временам это считалось преклонным возрастом. Повсюду он разъяснял людям свой замысел, просил помочь восстановлению храма. Его неустанные труды возымели действие: средства потекли рекой. Люди несли все, что могли: рис, золотой песок, шелковые ткани. Тёгэн не ограничивался лишь сбором средств. Не по годам неутомимый и энергичный, он появлялся повсюду, где шли заготовки стройматериалов. Он лично наблюдал за рубкой леса на территории нынешней префектуры Ямагути на крайнем юго-западе Хонсю, отделенного от Нара сотнями километров. Срубленные бревна в плотах транспортировались по Внутреннему Японскому морю, а затем вверх по речным артериям к месту строительства. Конечно, Тёгэн пользовался поддержкой властей. Сам правитель страны сёгун Минамото-но Ёритомо покровительствовал восстановительным работам. 12 марта 1195 г. в присутствии Минамото-но Ёритомо состоялась церемония открытия восстановленного храма. Несколько десятков тысяч самураев, прибывших специально для этой цели из Камакуры, заполнили город.

370 лет спустя Тодайдзи вновь был разрушен, став, на сей раз, жертвой кровавых междоусобиц, терзавших Японию в XVI в. 10 октября 1567 г. храм полностью сгорел, подожженный ворвавшимися в город самураями. Случилось так, что погиб лишь храм, а городские кварталы уцелели. В этом жители города увидели свидетельство того, что Большой Будда принял на себя пламя и тем самым спас город. И долго еще возносили они молитвы своему заступнику и покровителю. Потребовалось лишь 15 лет, чтобы восстановить храм в его былом величии.

Храм Тодайдзи и Зал Великого Будды


В 1588 г. Тоётоми Хидэёси, боровшийся за объединение Японии под своей властью, развернул кампанию по конфискации оружия у населения, получившую в истории название «Охота за мечами». Он преследовал вполне очевидную цель: разоружить крестьян и беспокойных монахов, подавив тем самым возможные очаги сопротивления. Но проводилась эта кампания под предлогом сбора железа для восстановления Тодайдзи. Добившись своей цели, Хидэёси забыл о своем обещании. Он ограничился лишь тем, что повелел соорудить временное строение вокруг полуразрушенного Большого Будды. Спустя двадцать лет эта постройка была сметена мощным тайфуном, сопровождавшимся ливневыми дождями.

Монах Кокэй (1648-1705), принявший постриг в тринадцатилетнем возрасте, дал обет перед разрушенной статуей Большого Будды, что приложит все силы для того, чтобы возродить Тодайдзи в его былом величии.

В 1709 г. работы по восстановлению Дайбуцудэн были завершены. Строителям так и не удалось возродить Зал Большого Будды в его прежних размерах. Вновь отстроенное здание было 57 метров длиной по фасаду, свыше 50 метров в глубину и около 49 метров в высоту, составляя по своему объему примерно 60% от первоначальной постройки. Тем не менее, возрожденный Дайбуцудэн был и остается самым большим деревянным строением в мире, а помещенная в нем статуя — одной из самых крупных скульптурных работ в истории мирового ваяния.

Особенности строения:
Сегодня храм занимает площадь 58 × 51 метр, а его высота равна 49 метрам. Его главный зал Дайбуцудэн с его массивной двухъярусной четырехскатной крышей под черепичной кровлей впечатляет, с какой бы точки им не любовались.

В самом центре зала находится статуя Будды. Сидящая фигура имеет высоту 16 метров. Лицо в длину равно 4,9 метра, в ширину 3 метра, а гигантские уши — 2,4 метра. Ведь только лицо Будды было 5 метров от уха до уха, длина его вытянутой ладони составляла 3,7 метра, а средний палец достигал двух метров. Даже глаз мудрости во лбу был больше нормальной человеческой головы. Правая рука Будды протянута вперед с раскрытой ладонью. Это — жест благословения, и тот, к кому он обращен, получает душевное спокойствие. Положение левой руки символизирует исполнение желаний.

Будда сидит на фундаменте в форме террасы, которую образуют 56 бронзовых лепестков лотоса. За головой Будды находится деревянный позолоченный ореол, где изображены 16 его воплощений. Справа за Буддой находится деревянная колонна с небольшим отверстием, через которое все паломники пытаются пролезть: по старому поверью, им в случае успеха обеспечен рай.

Однако Тодайдзи — это не только Дайбуцудэн и установленный в нем Большой Будда, но также целый ряд других построек со своей историей, оригинальной архитектурой, связанными с ними обрядами.

Сёсоин — единственная в Тодайдзи постройка VIII в., сохранившаяся до наших дней. Расположен позади Дайбуцудэн за высокой оградой в роще криптомерий. Внешне здание не представляет собой ничего примечательного: простая бревенчатая постройка, поднятая на сваях на 3 метра над землей. Однако за этой кажущейся простотой скрываются поражающие нас и сегодня изобретательность и инженерная смекалка строителей той далекой эпохи. Дело в том, что Сёсоин с самого начала сооружался как хранилище художественных ценностей, и вся постройка как нельзя в большей степени отвечает этой функции. Началось все с того, что в 756 г. императрица Кокэн пожертвовала часть своих личных вещей Большому Будде, дабы тот услышал ее молитвы за упокой души ее супруга — императора Сёму. Вот для того, чтобы хранить дары императрицы, и было сооружено несколько бревенчатых построек на сваях, получивших общее название Сёсоин. Задумка строителей была проста, как все подлинно гениальное. Они исходили из того, что в дождливую, влажную погоду бревна будут набухать и расширяться, пропуская внутрь лишь минимум влаги, а в сухую погоду между ними, наоборот, будут образовываться широкие щели, позволяя свежему воздуху свободно циркулировать внутри здания. Такая конструкция превратила Сёсоин в идеальное хранилище, благодаря чему большое количество исторических и культурных ценностей дошло до наших дней практически в первозданном виде.

Его коллекция включает большое количество рукописей, предметов буддийского ритуала, музыкальных инструментов, одежды, оружия, произведений прикладного искусства. Здесь хранится немало вещей, пришедших не только из Китая и Кореи, но и из далекой Индии и Персии. Последние служат вещественным напоминанием о временах, когда эти страны связывал с Восточной Азией Великий Шелковый путь. Многие из них были получены японскими послами в качестве даров от китайских императоров. Коллекция Сёсоин ныне является старейшей музейной коллекцией в мире.

Расположенный на склоне холма в нескольких сотнях метров к востоку от Зала Большого Будды, Хоккэдо (Зал лотоса) был построен еще раньше, чем Сёсоин, в 733 г., когда еще не было Тодайдзи, в комплекс которого он был включен позже.

Хоккэдо больше известен под названием Сангацудо — Мартовский зал: ежегодно в марте здесь читается «Сутра Лотоса» — один из основных буддийских текстов. В Сангацудо собрана значительная часть буддийских изображений, сохранившихся в пределах Тодайдзи. Главное из них — более чем 3,5-метровая статуя бодхисаттвы милосердия Фукукэндзяку Каннон, материалом для которой послужил сухой лак. Скульптура производит впечатление не только своими размерами, но и богатым убранством: на груди у нее ожерелье со множеством подвесок, на голове — серебряная корона, украшенная почти 20 тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. Богато оформленная статуя как бы символизирует период наивысшего расцвета Хэйдзё.

По соседству с Сангацудо к отвесной скале «прилепилось» еще одно строение — Нигацудо. Сооружено оно было в 752 г., то есть в год освящения Большого Будды, Свое название Нигацудо (дословно — Зал второго месяца) получил от проводимого ежегодно ритуала, время которого раньше приходилось на второй месяц лунного календаря, а ныне на первые две недели марта.

Храм Тодайдзи и Зал Великого Будды


Смотрите также:

НАС ПОСЕТИЛИ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СТРАН:
Посетители нашего сайта это весь мир, те, кто читает по русски и любит путешествия. На схеме в реальном времени можно увидеть откуда приходят наши читатели.